Category: архитектура

Category was added automatically. Read all entries about "архитектура".

Верный - Алма-Ата - Алматы /15

дом Сапожниковой. Построен в конце 19 века.

Здание расположено на пр.Сейфуллина (Сартовская) 551, угол Богенбай батыра (Кирова, Офицерская). Фото с maps.google.com:




Ссылка на исходный текст
Казенный дом директора детского приюта (ныне - Музей спортивной Славы Республики Казахстан)
Памятник архитектуры. пр. Сейфуллина, 551. Построен в конце XIX века. Авторство проекта приписывается П.В.Гурдэ.
Позднее были сделаны пристройки с южной и западной сторон.
После 1917 г. дом был приспособлен под учреждения здравоохранения.
В 1986 г. произведена реставрация дома по проекту архитектора В.М. Плисса.
С 1992 г. по 1999 г. в доме размещался Национальный Олимпийский комитет Казахстана





Ссылка на исходный текст
#12694 Olga-S:
Дом на снимке принадлежал Сапожниковой и выстроен Гурдэ Павлом Васильевичем.
Сапожникова сдавала дом в найм, в том числе и директору Верненского городского приюта.
Дом также, как и все постройки того времени, деревянный.



Collapse )

Верный - Алма-Ата - Алматы /13

Верненское городское женское училище им.Пушкина.

Здание расположено на Гоголя (Штабная) 51, уг.Пушкина (Пушкинская). Фото с maps.google.com:


ссылка на исходный текст
"Андрэ77"
Дом на Пушкина-Гоголя,примерно 1892-1895 г,точных данных нет. Архитектор П.В.Гурдэ.
Считаю, что в нашем городе должна быть улица Павла Гурдэ, уроженца Франции и бессменного городского архитектора города Верного в период с 1883 по 1903 годы.


ссылка на исходный текст
"Olga-S"
это Верненское городское женское училище им.Пушкина. Снимок сделан с перекрестка Пушкинского бульвара и улицы Гоголевской. Правда сейчас, этот памятник архитектуры просто безбожно перестраивается: оконные проемы расширили и вставили в них входные группы из стеклопакетов.



ссылка на исходный текст
"Olga-S"
*** Что там сейчас находится? ***
Академия вокала А.Днишева.
К сожалению, от того, что даже в советские годы сохранилось, почти ничего не остается.
Реконструкция, скорее похожая на полную перестройку (не удивлюсь, если здание, в итоге снесут, а на его месте выстроят новое "чудо" архитектуры).

Collapse )
.

Верный - Алма-Ата - Алматы /12

здание типографии, построено в 1869 году.

расположено на Макатаева (Пастера, Кульджинская) д.22, угол Каирбекова (Талгарская). Фото с maps.google.com:


ссылка на исходный текст
Перекресток улиц Макатаева (Пастера) и Талгарской напоминает старую ушедшею Алма-Ату с ее приземистыми одноэтажными домиками весьма своеобразной верненской архитектуры. На одном из подворий, принадлежавшем купеческой фамилии Филипповых, некогда располагалось правительство Семиречья. Мемориальная доска на белом доме, доведенном временем и человеком до крайнего разорения, рассказывает, что здесь находилась типография, где в марте 1918 года печаталась первая советская газета, ныне Огни Алатау. Красная дата лишь один, пусть и важного, из эпизодов истории областной периодической печати, когда старейшие Семиреченские областные ведомости буднично переименовали в Зарю Свободы - орган партии коммунистов-большевиков Семиречья.

А начиналось все с деятельности известного российского журналиста Александра Ротчева, который и предложил организовать местные Ведомости. Как редактор, он не состоялся по разным причинам, не зависящим от его разностороннего таланта. Но дело его не прогорело. В феврале 1869 года по его рекомендации к питерским журналистам отправилась депутация метранпажа Ф.И.Кремкова для приобретения в Петербурге ручного печатного станка, шрифта, красок и прочего типографского оборудования, необходимого для издательской деятельности. Газета, скорее информационный листок, размером А-4, вышла в субботу 18 июля 1870 года. Называлась тогда она "Публикации по Семиреченской области" (с годами, и по Кульджинскому краю), выходила еженедельно (хотя периодичность издания нарушалась). Цена годовой подписки составляла 3 рубля (естественно, по курсу денег, когда дневная зарплата ремесленника составляла 20 копеек, а курица к столу стоила полкопейки).



Газета отражала деятельность правительства Семиречья и публиковала в основном приказы по ведомствам, рекомендации по ведению домашнего хозяйства, краткие выдержки событий в мире и по России. Для пытливого читателя, естественно, и такая скудная пища дает много толкового и любопытного. Особенно тем, кто занимается историей династий минувшего времени.

В период с 1877 по 1894 годы Областное правление приобретает скоропечатные машины, арабский шрифт, увеличивает штат, что позволило типографии печатать ( с 1911 г. постоянно) материалы для тюркского читателя. Киргизская газета как особое приложение к Семиреченским ведомостям набиралась в Омске. Она стала прародительницей современного издания Жетысу .

С 1884 по 1918 годы областные Ведомости издавались два раза в неделю (с 1910 г. ежедневно). В феврале 1892 года газета расширяется, появляется вторая , так называемая неофициальная часть Здесь публиковались самобытная туркестанская проза и поэзия. С 1911 года на страницах газеты появляются главы нового романа ивестного писателя 20-го столетия Петра Краснова.

Collapse )
.

Верный - Алма-Ата - Алматы /10

дом лесовода Баума, построен 1880 г.

В день, когда я пошел фотографировать этот дом, была очень пасмурная погода и я, как неопытный фотограф, не обратил внимания на параметры съёмки и в результате многие кадры получились "смазанными".
Когда я в более хорошую погоду пришел туда опять чтобы перефотографировать, из стоящей во дворе машины вышел полицейский и запретил мне фотосъёмку. Так как дом охраняется государством, сказал он, его запрещено фотографировать. Вот такой "культурный" маразм цветёт у нас в Казахстане...
:-(

Здание расположено на Амангельды (Киргизская), д.68, выше Кабанбай батыра (Калинина, Мещанская). Фото с maps.google.com:


ссылка на исходный текст
Дом, в котором в 1880-1921 годах жил Баум (ул. Амангельды, 68а), является памятником архитектуры, образцом деревянного зодчества индивидуальной жилой застройки конца XIX века.

Автором проекта и строителем выступил П. М. Зенков, отец А.Зенкова. Дом Баума — в плане крестообразный, одноэтажный, рубленный из брёвен, на кирпичном цоколе с мезонином. Окна прямоугольные, спаренные по фасаду, обрамлены деревянными наличниками. Карнизы и треугольники фронтонов декорированы резными подзорами. Здание охраняется государством.



ссылка на исходный текст
Образец деревянного зодчества индивидуальной жилой застройки конца XIX в. Находится по адресу: ул. Амангельды, 68а. В этом доме в 1880–1921 гг. жил известный верненский лесовод Эдуард Оттонович Баум (1850–1921) – выпускник Петровской земледельческой и лесной академии и Санкт-Петербургского земледельческого института. В Верный приехал в 1875 г. В марте 1876 г. назначен семиреченским областным лесничим. Под его руководством и при его участии посажены Аксайская, Колпаковская, Каскеленская, Илийская, Каменсккя и другие рощи на территории Семиречья.

Много сделал для озеленения Верного и для охраны лесов в Семиречье. В окрестностях Верного заложил Тастакский зеленый массив («Роща плачущих»), в 1892 г. заложил рощу, ныне носящую его имя (роща Баума). Он добился, чтобы саженцы выдавались бесплатно всем желающим (с 1899 г.). По предложению Баума вдоль основных трактов были заложены рощи. По его инициативе ежегодно, в середине апреля, проводился «праздник древонасаждения». По его инициативе в 1915 г. в Верном была открыта лесная школа, готовящая лесничих для всей Семиреченской области. Был не только практиком, но и ученым. Принимал активное участие в общественной жизни города, например, несколько лет был председателем «Общества любителей просвещения». А после Октябрьской революции избирался членом исполкома областного Совета

Рядом с домом, в квадрате улиц Мещанской (Кабанбай батыра), Госпитальной (Жамбыла), Сартовской (Сейфуллина) и Киргизской (Амангельды), у Баума был собственный сад, всегда открытый для любителей садоводства. Урожай своего сада Э.О. Баум отдавал детскому приюту.
Дом Баума построен по заказу Э.О. Баума. Автор проекта и строитель – П.М. Зенков. Дом в плане крестообразный, одноэтажный, рубленный из бревен, на кирпичном цоколе с мезонином. Окна прямоугольные, спаренные по фасаду, обрамлены деревянными наличниками. Карнизы и треугольники фронтонов декорированы резными подзорами.

Collapse )
.

Верный - Алма-Ата - Алматы /9

дом почетного гражданина г.Верный Т.А.Головизина
(сейчас - здание госрезиденции №4).

Здание расположено на Фурманова (Лепсинская), д.162, угол Курмангазы (Артиллерийская). Фото с maps.google.com:


Ссылка на исходный текст
Свернем направо и по улице Курмангазы, названной в честь казахского композитора, автора многих выразительных кюев, пройдем до улицы Фурманова. На углу вы увидите небольшой особняк, над закругленным углом которого помещена башенка, увенчанная шпилем. Это дом Головизина - образец купеческого особняка начала двадцатого века. Когда-то принадлежал хозяину сапожных мастерских города Верного. Ныне здание охраняется государством.

09 dom Golovizina

Ссылка на исходный текст
Весь в завитушках и башенках бывший дом купца Головизина на пересечении улиц Фурманова и Курмангазы очень любили бывшие партийные боссы. Когда-то там жил Л. И. Брежнев с семьей, позже этот дом стал частью правительственной резиденции.



Ссылка на исходный текст
На пересечении с ул. Курмангазы, справа дом верненского промышленника, владельца сапожных мастерских Тита Головизина.
Построенное в 1908 г. в стиле «модерн» это деревянное здание усадебного типа имеет ассиметричную композицию, обусловленную его угловым месторасположением. Архитектурный стиль «Модерн», тяготевший к «текучим» формам, явственно выражен в лепном, изображающем растения, орнаменте дома. Фасады усадьбы расчленены пилястрами, ионические капители которых дополнены цветочными гирляндами.

Collapse )
.

Верный - Алма-Ата - Алматы /8

Вознесенский кафедральный собор.

Здание расположено в парке имени 28 панфиловцев (до революции - Пушкинский сад). Фото с maps.google.com:


Ссылка на исходный текст
Зенков-младший стал активно пропагандировать и внедрять в жизнь деревянное зодчество. Он считал дерево наиболее приемлемым материалом в сейсмоопасном регионе. Причем Андрей Зенков показал, что из него можно создавать удивительные по красоте здания.

фото 1910-х годов:
</a>



Collapse )
Вершиной деревянного зодчества, безусловно, стал Вознесенский кафедральный собор. До сих пор ведутся споры по поводу того, является ли Зенков автором этого проекта. По мнению Ольги Ходаковской, большого знатока этого вопроса, «в окончательном проекте приняли наиболее деятельное участие архитекторы К. Борисоглебский и С. Тропаревский. Общий надзор за строительством вел областной инженер А. Зенков. Он же вносил необходимые изменения в инженерную и архитектурную часть проекта в связи с выездом Борисоглебского из Семиречья».

фото 1912 года:




Это здание по праву считается шедевром деревянного зодчества. Оно устояло при сильнейшем землетрясении 1910 года, пережило все социальные потрясения прошедшего века и до сих пор радует нас своей возвышенной, поистине небесной красотой. Представить Алматы без Вознесенского собора так же невозможно, как Москву без собора Василия Блаженного. Это знаковые постройки, не случайно их история полна таинственными, порой пророческими событиями.

фото 1930 года:




Много пришлось ему пережить за свою долгую жизнь. Собор устоял после страшного верненского землетрясения 22 декабря 1910 года. Тогда лишь немного сдвинулся крест на колокольне, упали иконы да разбились стекла. Но собор по-прежнему возвышался над покалеченным испуганным городом среди множества огромных трещин в земле, разрезавших городские кварталы.

А вот в горниле революции устоять ему не удалось. Вместо святого места он стал «культурным учреждением». В здании храма на долгие годы разместился музей истории Казахстана. Позже, уже в 80-е годы, когда для музея было построено новое здание, храм начал именоваться концертно-выставочным залом. Но все-таки судьба его пощадила: собор не был уничтожен как большинство других прекрасных храмов и старинных построек.

Collapse )

Ссылка на исходный текст
Кафедра Туркестанской епархии, в состав которой входило Семиречье, была в городе Верном.
Соответственно - необходим был собор, в котором бы проходили службы туркестанских архиепископов.
Долгие годы постройка Туркестанского Кафедрального собора не могла быть осуществлена по многим причинам, и потому временно для этих нужд использовались имеющиеся храмы.
Когда такая возможность появилась, то выстроенный Туркестанский Кафедральный собор был возведен в период с 1904 по 1907 год, и освящен 30 июля 1907 года во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа.
Один из приделов Туркестанского Кафедрального собора (северный) в том же 1907 году, был освящен во имя Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Свято-Вознесенский собор построен по проекту К.А.Борисоглебского,сей проект был утвержден Святейшим Синодом. Об этом факте впервые указал Воронов А.Г. в далекие восьмидесятые.
Инженер А.П.Зенков был назначен ответственным за производство строительных работ.

В ЦГА РК в фонде 153, в первой описи, есть дело 379, там хранятся материалы о постройке Кафедрального собора.

Ссылка на исходный текст
«Построенный на рубеже столетий в эпоху апогея расцвета эклектики, собор являет собой яркий пример Российской колониальной архитектуры начала ХХ века. Этому периоду на новых азиатских границах империи было присуще применение так называемого русского стиля. Вознесенский собор в Алматы, пожалуй, самое запоминающееся его проявление… Грандиозность и, одновременно, изящество форм и пропорций здесь сплелись воедино, яркий декор фасадов плавно переходит в пространство интерьеров, наполненных светом и чистыми красками»

фото 1930 года:




Collapse )

Собор, вмещающий полторы тысячи молящихся, возведен с 1904 по 1906 годы по проекту архитекторов К. Борисоглебского и С. Тропаревского при участии военного инженера А. Зенкова. Колокольня – 44,2 м – одно из самых высоких деревянных сооружений в мире, располагающихся в сейсмической зоне. Ну, а «тот, кто не знает, что собор целиком выполнен из дерева, просто удивится, сколько каменной мощи скрыто в его стенах» (Ю.Домбровский). Двухскатную крышу собора украшают пять куполов с луковками и крестами, приподнятыми на восьмигранных барабанах с широкими окнами. Купола, в соответствии с православной традицией, посвящены Иисусу Христу и четырем евангелистам. Впервые в местной строительной практике для собора соорудили бетонный армированный цоколь, к тому же фундамент окружает кольцевая подземная галерея для отражения поверхностных сейсмических волн, а ствол колокольни и барабаны прошиты насквозь металлическими связями.

В декабре 1910 г., словно проверяя расчеты строителей, стихия нанесла очередной удар. В Верном снова было 10-ти бальное землетрясение, во время которого, как утверждали очевидцы, собор колыхался из стороны в сторону до такой степени, что кресты на куполах погнулись. Собор устоял.
В советский период на колокольне установили радиоантенну, а в самом помещении попеременно располагались различные организации. В 1995 г. при содействии Президента РК Н.А. Назарбаева собор был возвращен православной епархии, и это было настолько значимым событием для верующих, что на освящение собора лично прибыл Патриарх Московский и Всея Руси Алексий.

Collapse )
.

Верный - Алма-Ата - Алматы /7

дом купца Гаврилова.

Здание расположено на Желтоксан (Мира, Иссык-Кульская), д.167, между Абая (Головной арык) и Курмангазы (Артиллерийская). Фото с maps.google.com:


Ссылка на исходный текст
Поныне здравствует находящееся ниже пр. Абая старинное одноэтажное здание – памятник деревянного зодчества. В здании долгое время размещалось Министерство иностранных дел. Судьба строения достаточно интересна: когда-то оно принадлежало вдове купца Гаврилова и находилось на углу улиц Гоголя (Гоголевская, Штабная) и Фурманова (Лепсинская), однако в связи со строительством многоэтажного дома по улице Гоголя (магазин «Москва») дом был разобран и вновь собран, но уже на улице Мира.



Ссылка на исходный текст
первая опытная плантация по выращиванию табака была заложена в 1868 году в Верненском казенном саду. Пионером в табаководстве был Алексей Степанович Гаврилов.

Под посевы табака близ Верного выделялись все большие площади. И уже в 1875 году в Верном открылась первая фабрика по обработке табачного сырья, так называемое, ручное производство. Первым фабрикантом был купец Алексей Гаврилов.

Производство табака развивалось и требовало усовершенствования. Возникали множество мелких табачных, махорочных, гильзовых мастерских. Конкуренцию выдерживали не многие. К 1911 году братья Романенко были вынуждены продать фабрику. К 1913 году в Верном прочно завоевывают свое положение три табачных фабрики: одна, из которых принадлежала вдове купца Алексея Гаврилова, другая - наследникам Порфирия Романенко, третья - торговому дому «Н. А. Кадкин и К» На них поступал в переработку листовой табак с местных плантаций, принадлежащий самим владельцам фабрик.

Collapse )
.